Стипендия в Украине и продолжение учёбы в ЕС
Написать об
этом я пообещала в чате на gorod.dp.ua. Во-первых, тема уж больно
животрепещущая; а во-вторых, как часто бывает в таких случаях, вокруг неё полно
кривотолков.
Схема
дискуссии была примерно такая: прошёл слух, что украинским студентам сокращают
размер стипендии; кто-то предложил выход: уезжать доучиваться в ЕС; кто-то
возразил, что за рубежом все виды учёбы платные. Ну, и мимоходом поругали
студентов – мол, вы бездельники, за что вам деньги платить!
Сначала отвечу
на выпад в сторону студентов. «Я вам не скажу за всю Одессу»(с), но моих – не троньте!
Не хочу повторяться, я уже писала в своей статье «Абитуриенту 2012»: мне повезло
работать с элитой студенческой молодёжи. Возможно, поэтому для меня
студенчество – всё-таки та часть общества, на которую стоит ровняться. Я ещё
напишу об этом позже.
Теперь – о «доучиваться
в странах ЕС». Не буду давать ссылки на информацию в Интернете, напишу лишь то,
о чём знаю на примерах своих студентов.
Продолжать
учёбу в странах ЕС – это вполне реально. Для этого надо всего-то: очень-очень
хорошо разбираться в своём предмете и знать иностранный язык.
Поскольку я –
преподаватель именно иностранного языка, то для мотивации своих студентов даже
организовала стенд на факультете: попросила своих бывших студентов, учащихся
или отучившихся в зарубежной магистратуре, написать о том, насколько им в жизни
помогло знание английского. Без их разрешения я не могу опубликовать здесь их
письма. Но несколько историй расскажу.
Это было ещё
задолго до Болонских нововведений. Неравнодушные к судьбам своих выпускников преподаватели
заключали соглашения между нашим факультетом и европейскими вузами. Всё
строилось на личных контактах и авторитете наших профессоров. Тогда ещё не было
квалификации «магистр», и ребята уезжали после 4 курса делать дипломную работу.
Физики-теоретики уезжали в Германию. Понятное дело, позориться наши
преподаватели не хотели, и поэтому направляли лучших из лучших. Уезжали по 4-6
человек в год. По договору, их обеспечивали стипендией. Но и свои деньги нужны
были – тут уж родители решали, стоит ли спонсировать своё чадо. Защищать диплом
ребята приезжали в Alma Mater.
Хотя многие воспользовались предложением германской стороны: досдать экзамен DSH (Deutsche Sprachprufung fur den
Hochschulzugang – немецкий язык для высшей школы). В этом случае
они приобретали право получать (одновременно с нашим!) диплом германского вуза,
что облегчало им поступление в тамошнюю аспирантуру. И размер стипендии
аспиранта (соискателя степени PhD) уже
оговаривался заранее.
Помню,
пришла ко мне в кабинет Аня – она уже год как закончила учёбу. Поделилась
новостью: её однокурсник Игорь к тому времени был аспирантом в Германии. Он в
полуофициальной беседе рассказал новым коллегам о теме Аниной дипломной работы.
Немцы так заинтересовались, что (внимание!): пригласили Анну на собеседование
на предмет продолжения исследований у них и пообещали (официально – я лично
заверяла перевод!) оплатить проезд и Зх-дневное проживание в Берлине!
…Олега, по
сути, «выпихнула» в Европу я. Сначала поддержала его в планах поработать на
каникулах после 2 курса в США. Олег приехал «с другими мозгами», и через год
съездил снова. Я, как могла, поддерживала его стремления писать научные статьи
на английском языке. Умный и трудолюбивый – дипломную работу он не только защищал, но и
полностью писал на английском (это разные вещи, позже расскажу). В конце пятого
курса Олег разослал резюме в несколько европейских вузов – и получил три
приглашения на PhD. В этом
случае уже он выбирал, что ему больше подходит! Остановился на
университете в Голландии.
В пасхальные
каникулы Олег приезжал, заходил ко мне на занятия – я выделила ему время, и он
на отличном английском рассказал ребятам о своей учёбе – и об их возможностях!
…. Игорь
задал мне стандартный вопрос: как поддерживать уровень английского после того,
как 2х-годичный курс языка сдан? И я дала стандартный ответ: найдите в
Интернете кого-то с похожими жизненными ориентирами – и общайтесь!
Оказалось,
физики есть не только в Украине J. С одним
из них, парнем из Польши, Игорь подружился больше, чем с другими. Летом (уже
были успешно сданы экзамены в магистратуру) физик из Польши сказал, что его профессор
набирает группу соискателей PhD
по
теме, очень близкой к бакалаврской работе Игоря. Всё решилось очень быстро,
Игорь сломя голову бросился учить польский язык. Справедливости ради надо сказать, что тут был «пролёт»:
группа оказалась не польской, а интернациональной, и лекции пришлось слушать на английском.
Больше всех, наверное, здесь радовалась я: ох, не зря же я их гоняла!
А первый
зарубежный Новый Год Игорь решил встретить в Чехии. Со стипендией в 1000 евро
это можно себе позволить…
Я рассказала
о трёх ребятах, получивших стипендии в университетах ЕС – на самом деле их
гораздо больше. Они все с моего факультета. Я учила их английскому, я проверяла
грамотность их научных статей и писала им рекомендательные письма. Поэтому
каждый раз, приходя на факультет, они заходят не только на свою кафедру, но и
ко мне в кабинет: рассказывают, делятся планами, иногда спрашивают совета.
Отсюда – такая вот моя осведомлённость!
Для
скептиков по поводу стипендий – напишу подробней. За пределами Украины ценят
умных людей. Стипендии платят из государственных фондов поддержки и развития
приоритетных специальностей. Есть различные негосударственные фонды. И в
Интернете можно найти много информации на эту тему.
А тем, кто
серьёзно думает о продолжении учёбы за рубежом – напомню: если то, чем вы
занимаетесь в вузе действительно нужно миру – учите иностранный язык и ищите
научного руководителя. А уж он позаботится о вашей стипендии!
ЗЫ. Об иностранных языках в вузе
будет отдельная статья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий