среда, 25 июля 2012 г.

Стипендия в Украине и продолжение учёбы в ЕС


Стипендия в Украине и продолжение учёбы в ЕС


Написать об этом я пообещала в чате на gorod.dp.ua. Во-первых, тема уж больно животрепещущая; а во-вторых, как часто бывает в таких случаях, вокруг неё полно кривотолков.
Схема дискуссии была примерно такая: прошёл слух, что украинским студентам сокращают размер стипендии; кто-то предложил выход: уезжать доучиваться в ЕС; кто-то возразил, что за рубежом все виды учёбы платные. Ну, и мимоходом поругали студентов – мол, вы бездельники, за что вам деньги платить!
Сначала отвечу на выпад в сторону студентов. «Я вам не скажу за всю Одессу»(с), но моих – не троньте! Не хочу повторяться, я уже писала в своей статье «Абитуриенту 2012»: мне повезло работать с элитой студенческой молодёжи. Возможно, поэтому для меня студенчество – всё-таки та часть общества, на которую стоит ровняться. Я ещё напишу об этом позже.
Теперь – о «доучиваться в странах ЕС». Не буду давать ссылки на информацию в Интернете, напишу лишь то, о чём знаю на примерах своих студентов.
Продолжать учёбу в странах ЕС – это вполне реально. Для этого надо всего-то: очень-очень хорошо разбираться в своём предмете и знать иностранный язык.
Поскольку я – преподаватель именно иностранного языка, то для мотивации своих студентов даже организовала стенд на факультете: попросила своих бывших студентов, учащихся или отучившихся в зарубежной магистратуре, написать о том, насколько им в жизни помогло знание английского. Без их разрешения я не могу опубликовать здесь их письма. Но несколько историй расскажу.
Это было ещё задолго до Болонских нововведений. Неравнодушные к судьбам своих выпускников преподаватели заключали соглашения между нашим факультетом и европейскими вузами. Всё строилось на личных контактах и авторитете наших профессоров. Тогда ещё не было квалификации «магистр», и ребята уезжали после 4 курса делать дипломную работу. Физики-теоретики уезжали в Германию. Понятное дело, позориться наши преподаватели не хотели, и поэтому направляли лучших из лучших. Уезжали по 4-6 человек в год. По договору, их обеспечивали стипендией. Но и свои деньги нужны были – тут уж родители решали, стоит ли спонсировать своё чадо. Защищать диплом ребята приезжали в Alma Mater. Хотя многие воспользовались предложением германской стороны: досдать экзамен DSH (Deutsche Sprachprufung fur den Hochschulzugang – немецкий язык для высшей школы). В этом случае они приобретали право получать (одновременно с нашим!) диплом германского вуза, что облегчало им поступление в тамошнюю аспирантуру. И размер стипендии аспиранта (соискателя степени PhD) уже оговаривался заранее.
Помню, пришла ко мне в кабинет Аня – она уже год как закончила учёбу. Поделилась новостью: её однокурсник Игорь к тому времени был аспирантом в Германии. Он в полуофициальной беседе рассказал новым коллегам о теме Аниной дипломной работы. Немцы так заинтересовались, что (внимание!): пригласили Анну на собеседование на предмет продолжения исследований у них и пообещали (официально – я лично заверяла перевод!) оплатить проезд и Зх-дневное проживание в Берлине!
…Олега, по сути, «выпихнула» в Европу я. Сначала поддержала его в планах поработать на каникулах после 2 курса в США. Олег приехал «с другими мозгами», и через год съездил снова. Я, как могла, поддерживала его стремления писать научные статьи на английском языке. Умный и трудолюбивый  – дипломную работу он не только защищал, но и полностью писал на английском (это разные вещи, позже расскажу). В конце пятого курса Олег разослал резюме в несколько европейских вузов – и получил три приглашения на PhD. В этом случае уже он выбирал, что ему больше подходит! Остановился на университете в Голландии.
В пасхальные каникулы Олег приезжал, заходил ко мне на занятия – я выделила ему время, и он на отличном английском рассказал ребятам о своей учёбе – и об их возможностях!
…. Игорь задал мне стандартный вопрос: как поддерживать уровень английского после того, как 2х-годичный курс языка сдан? И я дала стандартный ответ: найдите в Интернете кого-то с похожими жизненными ориентирами – и общайтесь!
Оказалось, физики есть не только в Украине J. С одним из них, парнем из Польши, Игорь подружился больше, чем с другими. Летом (уже были успешно сданы экзамены в магистратуру) физик из Польши сказал, что его профессор набирает группу соискателей PhD по теме, очень близкой к бакалаврской работе Игоря. Всё решилось очень быстро, Игорь сломя голову бросился учить польский язык.  Справедливости ради надо сказать, что тут был «пролёт»: группа оказалась не польской, а интернациональной,  и лекции пришлось слушать на английском. Больше всех, наверное, здесь радовалась я: ох, не зря же я их гоняла!
А первый зарубежный Новый Год Игорь решил встретить в Чехии. Со стипендией в 1000 евро это можно себе позволить…
Я рассказала о трёх ребятах, получивших стипендии в университетах ЕС – на самом деле их гораздо больше. Они все с моего факультета. Я учила их английскому, я проверяла грамотность их научных статей и писала им рекомендательные письма. Поэтому каждый раз, приходя на факультет, они заходят не только на свою кафедру, но и ко мне в кабинет: рассказывают, делятся планами, иногда спрашивают совета. Отсюда – такая вот моя осведомлённость!
Для скептиков по поводу стипендий – напишу подробней. За пределами Украины ценят умных людей. Стипендии платят из государственных фондов поддержки и развития приоритетных специальностей. Есть различные негосударственные фонды. И в Интернете можно найти много информации на эту тему.    
А тем, кто серьёзно думает о продолжении учёбы за рубежом – напомню: если то, чем вы занимаетесь в вузе действительно нужно миру – учите иностранный язык и ищите научного руководителя. А уж он позаботится о вашей стипендии!
ЗЫ. Об иностранных языках в вузе будет отдельная статья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий