среда, 18 июля 2012 г.

Абитуриенту 2012 – советы не совсем постороннего

Возможно, я опоздала с публикацией на месяц. Надеюсь, что моя информация будет актуальна и на следующий год!

    Навстречу шла группа мальчишек. Из обрывков фраз поняла – школьные выпускники. Первым порывом было вмешаться: «Ребята, определились с планами на жизнь? Если да – желаю успеха; нет – вот моя визитка: позвоните - может, помогу, поделюсь мыслями…»
Конечно, я прошла мимо - ребята могли принять меня за представителя сетевого маркетинга или чего-то в этом роде.
Но желание поделиться своим раздумьями на эту тему всё крепло.
Вы спросите, какое мне дело до чужих детей, окончивших школу? Да дело такое, что ещё год назад подобные «чужие дети» запросто могли стать «моими» детьми – вернее, моими студентами. А вот это уже серьёзно.
   Мне повезло. Я работала с молодёжной элитой нашего города. (Мне и сейчас не всё равно, кто пополнит её ряды.)
Практически с каждым потоком приходил момент, когда об этом надо было заговорить.
   - Господа (именно так, полушутя-полусерьёзно обращалась я к студентам), как вы считаете, о чём мечтает большинство выпускников школ? Конечно, поступить в вуз. А какой вуз считается одним из самых престижных в нашем регионе? Правильно, ДНУ. А какая специальность кажется настолько сложной и неодолимой, что многие не решаются даже в заявлении её указать? а на ребят, отважившихся посвятить себя этой науке, смотрят, как на Пришельцев из Космоса? Ага, вы уже улыбаетесь. Конечно, речь идёт о вас, о Физиках! Вы – элита нашего общества! На вас ровняются ваши сверстники; на вас мечтают быть похожими старшеклассники…..

   Да, да, я всерьёз считаю, что лучшее место для учебы – это наш физфак. И я целиком согласна с «отцом» ядерной физики Э.Резерфордом, который давно подытожил: «All science is either physics or stamp collecting» (Вся наука – это либо физика, либо коллекционирование марок).

   Я периодически ходила в школы на проф-ориентационные родительские собрания. Обычные вопросы родителей: «А что у них будет написано в дипломе?» «А где они смогут работать?»
На первый вопрос я (еле сдерживалась, чтобы не ответить известным анекдотом) правдиво отвечала: «Физик». А что такое «физик» - спрашивать, как правило, стеснялись.
   Ответ на второй вопрос обескураживал родителей ещё больше. Где смогут работать? Да везде!
Ну, не петь же им было песенку с нашего капустника: «Физик может, физик может всё, что угодно: править банком, гнуть баранки, стихи писать! Физик может, физик может стать кем угодно – но кто угодно физиком не может стать…». Песенка сочинялась для смеху, а получилась – с серьёзным смыслом.

   Иногда родители задавали и такой вопрос: «А чему учат на вашем факультете?» Исчерпывающий и чистосердечный ответ снова разочаровывал родителей: «У нас учат думать!»

   Да, уважаемые родители и абитуриенты. Физфак – это не ПТУ. Здесь не учат конкретному ремеслу. Здесь учат именно думать – обобщенно, абстрактно, аналитически, логически и … неординарно! А ведь согласитесь: умение анализировать, сопоставлять, делать выводы и находить нестандартные решения – сделает человека лидером в любой сфере деятельности!

   Порой пятикурсники, вдруг осознав неотвратимость скорого перехода во «взрослую» жизнь, растерянно разводили руками: мол, мы проучились пять лет. А что мы умеем? Вот, журналистов научили статьи писать; юристы все законы выучили; экономистов научили…. а не податься ли нам на второе высшее, чтобы чему-то конкретному научиться?
   На что я им отвечала: как вы думаете, физик сможет стать журналистом? – Ну, наловчится писать статьи-репортажи – и сможет! – А юристом? – Ну, выучит законы и сориентируется, где какой применить… сможет! – А экономистом? – Подчитает, постажируется – и сможет!
Вопрос номер два: а сможет ли журналист, юрист, экономист, т.д. – стать физиком? Ребята даже сердились иногда на нелепость вопроса. И уходили, раздуваясь от гордости за то, что они – Физики!

   О том, что физик может реализовать себя практически в любом виде деятельности, мы уже говорили. Но можно ли вообще работать – физиком? Честно, у нас в стране – редко. Это либо преподаватель вуза/колледжа, либо учитель физики в школе. Ну, ещё один наш выпускник хвастливо показывал мне свою визитку, на которой было указано: инженер-физик. И горделиво добавил, что сам настоял на том, чтобы обязательно было слово «физик».

   Конечно, грустно за нашу страну, но радостно за ребят. Их охотно приглашают за рубеж. Сейчас и формальный повод появился: подписание Болонской Конвенции как бы предусматривает широкий обмен студентами. Для младшекурсников, разумеется, разговоры про «продолжать учёбу за рубежом» звучат примерно так же, как «телепортироваться с Марса на Юпитер». Но вот старшекурсники, погрузившись в настоящие научные исследования, уже понимают реальность этих перспектив. Ребята ездят на научные конференции, слушают лекции приезжающих профессоров – и как-то естественно перемещаются в магистратуру и докторантуру европейских вузов.

   Конкурс на наш факультет минимальный, зачастую и вовсе отсутствует. Поверхностное мнение о факультете такое: учиться трудно, перспективы неясные. Но поговорите с нашими выпускниками: все зависит от себя самого! Будешь добросовестным студентом – и учиться будет нетрудно, и перспективы будут очень даже радужные.

   Я могу говорить о своём обожаемом физфаке часами. Но на сегодня всё. В завершении – обращение к девушкам-абитуриенткам (тоже цитата из КВНного выступления).
Девушки, поступайте на физфак! Пусть не каждая из вас станет Марией Кюри – зато ни одна не останется просто Склодовской!

   Конечно, я рассказала о нашем факультете далеко не всё, что хотела. Поэтому – продолжение следует!

Комментариев нет:

Отправить комментарий